Федеральная Национально — культурная Автономия «Узбеков России»
г. Тула, ул. Волнянского, д.2, офис 412

Регистан

Регистан – огромная площадь в центре старой части Самарканда, на которой стоят три величественные средневековые университеты (медресе) – медресе Улугбека (слева), медресе Тилля-Кари (центральное) и медресе Шер-Дор (справа). В переводе с узбекского «рег» означает песок, «стан» — место. Регистан в Самарканде является уникальным примером искусства градостроительства, а также замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Все три медресе были построены в разное время.

Дворец Худояр-хана

В городе Коканде расположена великая цитадель, известная как дворец последнего правителя Кокандского ханства Худоярхана. Этот дворец своими размерами превосходили все предыдущие дворцы кокандских ханов. С площадью аж в 4 гектара дворец располагался на трехметровой платформе. На портале дворца выложена надпись на арабском языке: «Великий Саид Мухаммад Худаярхан. Всего во дворце было 199 помещений, но самыми роскошными был тронный зал и приемная. Также был зал, в котором хан судил своих подданных.

г. Коканд

Сиабский базар

Сиабский базар – базар расположенный в центре Самарканда неподалеку от Площади Регистан и мечети Биби-Ханым. Он имеет такое же величие, что и Ташкентский базар Чорсу. Ведь и тот и другой на протяжении веков были известны во всей Средней Азии. Базар полон разнообразием фруктов, овощей, орехов и специй. Обилие товаров земледелия и ряды мастеров с их товаром ручной работы свидетельствуют о природном богатстве Узбекистана и трудолюбии народа.

г. Самарканд

Некрополь Чор-Бакр

У народов Бухары есть поверье, что, если за один день совершить паломничество к четырем мазарам, где похоронены святые с именем Бакр, то сбудется любое желание. Именно по этой причине в исламском мире такое широкое значение получил некрополь Чор-Бакр, название которого означает «четыре Бакра».

г. Бухара

Эмирский замок Арк

Большая часть центра Бухары является архитектурной зоной, основную часть которой занимают бывшие медресе. Эмирский замок Арк (Х-Х1Х вв.) стал теперь музеем. Напротив Арка находится мечеть Боло-Хаус — официальное место эмира для молитв, построена в 1718 году. По узким улочкам вдоль Арка можно прийти к маленькой площади с комплексом Пойикалон, который состоит из мечети Калян (XVI в.) — одного из величественных строений Центральной Азии, вмещающего до 10 тыс. человек; медресе Мир-Араб — действующая исламская семинария и минарета Калян — 47-метровой башни (10 метров в глубину), которую можно увидеть практически с любой части старого города. Медресе 850 лет.

Архитектурный комплекс Пои Калян

Архитектурный комплекс Пои Калян, что означает «Подножие Великого» расположен в Бухаре, у подножия минарета Калян. Комплекс состоит из трех сооружений, построенных в XII – XVI веках: медресе Мири Араб, мечеть Калян и минарет Калян — «Великий минарет», являющийся главным украшением комплекса. Пои Калян является одним из центральных архитектурных ансамблей Бухары. На протяжении столетий он был центром древней Бухары, вокруг которого кипела городская жизнь.

Минарет Калян – одно из самых выдающихся сооружений мусульманского Востока. Его использовали не только как башню при мечети, откуда призывали всех Мусульман на молитву, но и как дозорную вышку, с которой можно было увидеть все окрестности города.

г. Бухара

Мечеть Калян

Пятничная мечеть Калян – одно из старинных мечетей, расположенная в Бухаре. Она была центром общественной и религиозной жизни бухарского народа. Но это было не всегда мечети построенной вскоре после установления ислама вблизи цитадели, не везло. Ее неоднократно переносили с одного места на другое, в ней несколько раз обрушивалась крыша, унося жизни молящихся. И лишь заново сооруженная в эпоху правления Караханидов рядом с минаретом Калян и получившая то же наименование, мечеть обрела наконец место, как бы предназначенное ей Богом.

г. Бухара

Медресе Мири Араб

Медресе Мири Араб является шедевром мусульманского средневекового зодчества. В плане это прямоугольное здание с мощным входным порталом на главном фасаде. Во входной портал имеется вход, ведущий в вестибюль. По углам находятся дарсханы – аудитории для занятий студентов. Здание медресе занимает половину всей площади ансамбля соборной мечети Бухары. Предположительно, медресе было построено шейхом Мир-Араб Иеман, который впоследствии был захоронен в этом же здании, здесь также покоится усыпальница правителя Бухары Убайдуллы-хана. Необычной красоты арочный портал украшает фасад медресе, который выложен цветными плитками и изразцами, в основном доминирует синий цвет. Стены и арки здания покрыты причудливыми орнаментами, геометрические узоры покрыты глазурью кирпичей. Медресе Мир и Араб является вторым самым крупным по размеру (после медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре.

Комплекс Бахоуддина Накшбанди

Мемориальный комплекс святого шейха Бахоуддина Накшбанди находится недалеко от Бухары. Накшбанди родился в 1318 году в небольшом селе в Бухаре в семье ткача, впоследствии он оказал неоценимое влияние на формирование передовой творческой мысли Центральной Азии. В молодые годы он и сам ткал узорчатые шелковые ткани, ведь недаром его считали покровителем всех ремесленников.

Согласно учению Бахоуддина Накшбанди, человек должен довольствоваться лишь плодами труда собственных рук. По его мнению, это дает личности право на независимость, самостоятельность и самобытность в творчестве, поступках и мыслях. Верующие из разных стран приезжают сюда, чтобы попросить исполнения желаний. Считается, что Накшбанди отвращает беду.

Мемориальный комплекс Бахоуддина Накшбанди представляет собой прямоугольный двор, где находится погребение святого шейха. Современный айван с деревянными колоннами украшает центральный двор. Оформление ансамбля характерно XVI веку. В 1544 году Абдулазиз-ханом была воздвигнута дахма с мраморной оградой, а рядом построено грандиозное здание ханаки. Позже здесь образовался обширный некрополь – усыпальница бухарских эмиров. Поражают своей красотой декорированные мечети Музаффархана и Хакима Кушбеги, образовавшие вокруг мавзолея двор с хаузом. Один из красивейших архитектурных ансамблей Бухары, комплекс Бахоуддина Накшбанди, встречает паломников тишиной и уединенностью.

Ситораи Мохи Хоса

Дворец Ситораи Мохи-Хоса расположен неподалеку от Бухары, был когда-то загородный резиденцией бухарских эмиров. Его воздвиг Музаффархан в честь своей погибшей молодой жены Ситоры-бону. Дворец может похвастаться необычайной красотой, разнообразием красок и уникальными узорами.

г. Бухара

Музей Темуридов

Государственный музей истории Темуридов был открыт 18 октября 1996 года в г.Ташкенте в честь 660-летия Амира Темура.

Музей представляет собой совмещение средневекового «Темуридского» стиля с традиционными архитектурным. Он имеет круглую форму с большим голубым куполом и стройными колоннами. У входа имеется красивый фонтан.

В музее выставлены экспонаты. В центре главного зала хранится копия знаменитой священной книги — Корана Османа.

Вас может заинтересовать большая панель в стиле миниатюры «Великий Темур — Великий Создатель». Картина отражает жизнь Темура от его рождения до смерти. Здесь можно увидеть падающую звезду, символизирующую его имя «Сахибкиран», что означает «рожденный под счастливой звездой». Также на картине изображена птица Хумо, символизирующая счастье и свободу, и сокол, символизирующий рождение ребенка и его высокий взлет.

Величественные здания Амира Темура представлены во второй части панели: это дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе и мечеть Биби-Ханум в Самарканде. Последняя третья часть панели — последний этап жизни Амира Темура, его могила — мавзолей Гур-Эмир. Все части панели связаны протекающей рекой, которая представляет ход жизни великого Тамерлана.

Экспонаты музея имеют огромную историческую ценность. Среди них можно найти ювелирные изделия, одежду, оружие, музыкальные инструменты, астрономические инструменты и многие другие культурные ценности, относящиеся к великой эпохе Темуридов.

Экспозиция музея предоставляет богатую информацию о государстве, социальной и культурной жизни народов средневековья.

Внутри ташкентского Старого города есть свой религиозный центр — комплекс Хазрати Имам, немного похожий на Регистан в Самарканде.

г. Ташкент

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека было построено в 1417–1420 годах ученым — астрономом Улугбеком и правителем государства Тимуридов, является старейшим медресе на площади Регистан. Здесь изучали не только богословие, но и математику, философию, астрономию, логику. Лекции читали известные ученые того времени, а также сам Улугбек. Здание представляет собой прямоугольный двор, в задней части которого находилась мечеть-аудитория. По углам возвышались четыре минарета, вокруг двора располагались пятьдесят худжр, в которых проживало более ста студентов. Несмотря на свою величественность и монументальность, здание кажется легким и изящным. Разнообразен и богат архитектурный декор медресе. Арка, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом выполнено из цветных кирпичиков и резной керамики. Возведение этого сооружения, которое впоследствии стало и обсерваторией, стало одним из главных центров науки Средневекового Востока.

Медресе Шер-Дор

Медресе Шер-Дор (медресе «с тиграми», «Обитель львов»), находится в восточной части площади, напротив медресе Улугбека, было возведено в 1619-1636 годах. Здание по строению напоминает медресе Улугбека, хотя и имеет свои отличия, например, непомерно большой по размеру купол. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда, в центре арки помещена свастика. Глазурованный кирпич, росписи с обилием позолоты, мозаичный набор украшают наружный и внутренний фасады. При строительстве этого здания использовались самые последние архитектурные новинки того времени. Благодаря своим конструктивным особенностям, здание считается одним из самых красивейших архитектурных памятников Самарканда.

Медресе Тилля-Кари

Строительство Медресе Тилля-Кари продолжалось более 14 лет, с 1646 по 1660 года по приказу правителя Самарканда Ялангтуша бий Бахадура. Здание расположено в северной части площади Регистан, которое и завершает ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров.

С западной стороны двора расположено портально-купольное здание мечети Тилля-Кари, а также дополнительные дворовые порталы. Мечеть состоит из трёх частей. В центре имеется помещение, где находятся отделанные мрамором михраб и минбар – кафедра для имама. Оригинальный и интересный декор представляет собой главное здание мечети, которое выполнено в бухарском стиле, здесь же находится центральный портал с арочными нишами, выходящий на площадь 17 худжр. Декоративная живопись покрывает стены и купол росписью в технике кундаль с обильным применением позолоты, отсюда и название Тилля-Кари, что означает «покрытая золотом».

г. Самарканд

Шахи-Зинда

Часть этих зданий с величественными голубыми куполами, высокими майоликовыми порталами, узорчатыми каменными сводами, изразцовыми украшениями была отреставрирована архитекторами под руководством крупнейших археологов.

Побывав в мавзолее Шахи-Зинда, вы сможете познать архитектурную школу Самарканда и Средней Азии. В его строительстве архитекторы использовали и резную терракоту, и крупную мозаику, и рельефную майолику. Также важно отметить, что Шахи-Зинда – единственный в Самарканде архитектурный памятник, в котором отразилась почти 25-вековая история города.

г. Самарканд

Комплекс Имама Аль-Бухари

Одним из главных мест паломничества в Узбекистане является мемориальный комплекс Имама Аль – Бухари, расположен в 12 км от Самарканда. Сам Имам Аль-Бухари был великим богословом Востока. С детства он собирал и записывал предания, многие из которых были внесены в «Шариат». Его книга «Аль-Жоми ас Сахих» включает исторический, юридический, биографический, медицинский, этический и другие разделы.  

В 1998 году на месте древнего мавзолея был возведен мемориальный комплекс. В комплексе расположены мечети, мавзолеи, гостиница для туристов, магазины с сувенирами. Интерьер мавзолея отделан мрамором и гранитом, который перекрыт семнадцатиметровым куполом. В центре мавзолея находится надгробная плита – сагана из светло-голубого оникса. Дверь из резного дерева ведет в нижнее помещение усыпальницы, к дахме – месту поклонения. За мавзолеем расположен образовательный центр Дорус Хадис, предназначенный для изучения хадисов. Стены мечети украшены орнаментом из глазурованных плиточек.

Мемориальный комплекс Имам Аль-Бухари настолько почитаем у мусульман, что посещение этого святого места приравнивается к малому хаджу.

Музей Мирзо Улугбека

Музей Мирзо Улугбека был возведен в честь великого ученого и государственного деятеля XV века, который внес бесценный вклад в мировую науку. Здание музея имеет большие сходства с медресе Мирзо Улугбека.

В фойе музея вывешен портрет с изображением самого великого деятеля, автором которого является народный художник Узбекистана Акмал Икромджонов. Слева изображено панно, где Мирзо Улугбек представлен со своими соратниками, а справа картина, на которой Мирзо Улугбек изображен со своими учениками Али Кушчи и Мирим Чалабий.

Экспозиция музея Мирзо Улугбека хранит образцы рукописных книг о науке, фотографии личных предметов великого ученого, а также нефритовый кувшин с именем ученого. В музее также представлены примеры вычислений координат пяти планет, продолжительность солнечного года.

Экспозиция музея состоит из двух частей, в первой демонстрируется период правления Мирзо Улугбека и его деятельность как главы государства, во второй части он представлен как ученый и деятель науки. Каждая часть поделена на три раздела, итого в каждой экспозиции шесть разделов.

Открывает экскурсию по музею экспозиция «Место и значение Амира Темура и династии темуридов в мировой истории», в которой освещены темы по созданию социально-политического и экономического процветания, культурного и духовного подъема жизни народа, культуры, архитектуры, развитию науки.

г.Самарканд

Мавзолей Гур-Эмир

Гур-Эмир является одним из лучших образцов средневековой архитектуры Востока, в переводе с персидского означает («Гробница эмира»). Строительство мавзолея было начато в 1404 году, в юго-западной части города. Мавзолей является семейным склепом Тимуридов. В 1950 году были отреставрированы наружные купола и глазурь, но более масштабные работы по его восстановлению были проведены в 1967 году.

В плане Гур-Эмир представляет собой однокупольное здание со склепом. Необычно красивый эффект создает геометрический мозаичный орнамент, ярко сверкающий на солнце. Стены здания украшает мозаика из светло и темно-голубых глазурованных кирпичей. Плита из мозаики, установленная над входом, гласит, что это могила султана Амира Тимура Гурагана.  

Поражает своей красотой богатство отделки самого интерьера. Важно отметить, что в тот период, когда велась работа по отделке мавзолея, средневековое искусство резьбы по камню достигло своих художественных высот. Купол ярко-синего цвета декорирован золотой росписью по рельефным орнаментам, его диаметр 15 метров, а высота 12,5 метров. Большие выемки придают куполу изумительную выразительность. Внутри Гур-Эмир это большое, высокое помещение с глубокими нишами по сторонам.

В нижней части мавзолея находится панель из ониксовых плиток, каждая из которых покрыта изящной росписью. Каменные надгробья находятся в помещении, непосредственно под самим куполом, окруженные великолепной ажурной аркой из мрамора. Среди всех выделяется надгробье Тимура из темно-зеленого нефрита. В склепе находятся склепы и могилы сыновей Тимура и его внука Улугбека, высеченные из белого и серого мрамора.

Шедевр среднеазиатского зодчества мавзолей Гур-Эмир занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Мавзолей Гур-Эмир послужил прообразом для таких известных памятников как мавзолей Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре.

Хива – город-музей

Хива, или как еще называют город-музей под открытым небом — один из древних городов Средней Азии, расположенный на северо-западе Узбекистана, в большом земледельческом оазисе Хорезм. Хива был основан примерно 2500 лет назад и также была известна как Хейвак. — один из древних городов Средней Азии, расположенный на северо-западе Узбекистана, в большом земледельческом оазисе Хорезм. Хива также была известна как город Хейвак, основанный примерно 2500 лет назад. В конце 16 века город стал столицей Хивинского Ханства и важным центром культурной жизни Хорезма. Город был в этом статусе до 1918 года, пока не свергли ханскую власть. Сейчас в городе сохранилось в основном архитектура периода Хивинского Ханства конца 19-го века. В этом огромном заповеднике культуры хорошо сохранились многочисленные архитектурно-исторические памятники.

Современная Хива

Современная Хива – город с населением примерно 90000 человек, один из основных туристических центров Узбекистана, Центральной Азии. Все классические, исторические туры в Узбекистан невозможно представить без путешествия в Хорезм и Хиву. 1997 году город отпраздновал своё 2500-летие, в том же году в Хиве основана Академия Мамуна Хорезма. В Хорезме жили и трудились такие всемирно известные ученые как Абу Райхон Беруний (Al-Biruni), Абу Али Ибн Сина (Avicenna), Ал-Хоразмий (Algorithmi) и многие другие. Хива является центром современных ремесленно-художественных промыслов и славится искусными мастерами – резчиками по дереву и камню, ювелирами, граверами, ковроделами.

Большинство достопримечательностей, великолепных шедевров Хивы сосредоточено в её городском центре — Ичан-кале. В этот «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, ведут четверо ворот — с каждой стороны света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения. В 1990 году город-музей Ичан-Кала был объявлен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия.